Азербайджанский лидер Ильхам Алиев, его дочери и сын оказались собственниками целой бизнес-империи

Азербайджанский лидер Ильхам Алиев, его дочери и сын оказались людьми небедными: недавний офшорный скандал обнажил целую бизнес-империю президентской семьи общей стоимостью в миллиарды долларов. В нее входят банки, строительные и телекоммуникационные компании и даже золотые прииски

Лейла Алиева, старшая дочь президента Азербайджана Ильхама Алиева,— личность творческая. Она пишет стихи и увлечена режиссурой, а больше всего ей нравится рисовать. Алиева не упускает случая продемонстрировать журналистам свои таланты и любит похвастать новыми полотнами. На одном из них изображена женская фигура, внутри нее — банка с бабочками, а снаружи — змеи.

“Зачастую человек запирает внутри себя позитивные эмоции, а негативу дает выход”,— поясняет Алиева свой замысел.

Недосказанность имеет место и в ее жизни. Президентская дочь охотно посвящает прессу в подробности своей общественной деятельности, но, когда речь заходит об активах ее семьи, замолкает.

Немногословна и пресс-служба главы государства. Она так и не отреагировала на опубликованные в начале апреля 2016 года так называемые панамские документы, когда в результате масштабной утечки информации из юридической компании Mossack Fonseca выяснилось, что жена, сестра и дети азербайджанского президента посредством офшоров тайно завладели долями в крупных азербайджанских компаниях и приобрели недвижимость за рубежом.

Впервые документальные свидетельства скрытых богатств Алиевых появились в руках журналистов еще в 2010 году. Тогда авторитетное американское издание The Washington Post сообщило о покупке элитной недвижимости в ОАЭ на имя несовершеннолетнего сына и старших дочерей президента Алиева на общую сумму $75 млн.

По данным земельного департамента Дубая, в 2009 году 11‑летний Гейдар Алиев стал собственником девяти особняков на искусственном архипелаге Пальма Джумейра стоимостью около $44 млн. Официальный ежегодный доход его отца на тот момент составлял всего $228 тыс. И чтобы накопить на такую покупку из зарплаты, ему пришлось бы работать 193 года.

Тогда Али Керимли, глава оппозиционной партии Народный фронт Азербайджана, удивлялся, что власти не попытались скрыть приобретение. Хотя и замечал, что фигурантам сделки ничего не грозит: судебные и антикоррупционные органы, а также большинство действующих в стране СМИ находятся под контролем властей.

В декабре 2014 года в Азербайджане арестовали одного из немногих журналистов, осмелившихся расследовать коррупционные схемы главы государства,— Хадиджу Исмайлову из местной редакции Радио Свобода. Менее чем через год ее приговорили к 7,5 годам тюремного заключения по ряду обвинений, в том числе уклонении от уплаты налогов.

На тот момент расследования Исмайловой и ее коллег, а также Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP, является некоммерческой организацией, которая объединяет центры расследовательской журналистики и независимые коммерческие СМИ в Восточной Европе и Центральной Азии) успели выявить: Алиевы тайно владеют долями в крупнейших предприятиях золотодобывающей, телекоммуникационной, строительной, банковской и авиа-сервисной индустрии Азербайджана. А общая сумма активов под управлением семьи президента составляет миллиарды долларов.

Впрочем, в Азербайджане незаконные богатства президентской семьи не вызвали ни интереса, ни осуждения. “Об активах [Алиевых] мне ничего неизвестно,— говорит НВ 36‑летняя Гулия Абдуллаева, жительница Баку.— Не исключаю, что, возможно, он [президент] и пользуется своим нынешним положением. Но назовите мне президента, который этим не пользуется”.

 

Золотая жила

В семье Алиевых ценят хорошее образование. “Мы бережем наши знания, а наши знания оберегают нас”,— цитирует свое любимое изречение Лейла Алиева. Начальное образование она, как и ее младшая сестра Арзу, получила в одной из лондонских школ; затем поступила в МГИМО.

Обе сестры вышли замуж за российских бизнесменов и теперь совмещают воспитание детей с общественной деятельностью. Лейла является учредителем и главным редактором журнала Баку, который выходит в Москве, а также главой представительства Фонда своего деда Гейдара Алиева в России. В деятельности организации участвует и Арзу, а возглавляет фонд их мать — Мехрибан Алиева.

Однако не только общественная деятельность объединяет членов семьи президента Азербайджана. С помощью офшорных компаний на них зарегистрирована элитная недвижимость в Дубае, Лондоне, Карловых Варах и на московской Рублевке, а также доли в различных бизнесах на территории Азербайджана.

Так, в 2006 году правительство предоставило право на аренду и разработку шести золотых рудников на западе страны консорциуму компаний Azerbaijan International Mineral Resources Operating Company Ltd (AIMROC) сроком на 30 лет. По условиям соглашения, 70% прибыли получал консорциум, а оставшиеся 30% — государство.

Недостаточная прозрачность контракта, его заключение в обход обычной тендерной процедуры, а также отсутствие у участников консорциума опыта работы в горнодобывающей отрасли не помешали документу получить одобрение парламента.

Спустя шесть лет азербайджанские журналисты выяснили, что среди прочих в консорциум AIMROC входит Globex International LLP, собственниками которой являются три панамские компании. А те в свою очередь подконтрольны дочерям Алиева и доверенному лицу президентской семьи Оливье Местелану.

Этот шведский бизнесмен владеет в Баку галереей Kicik QalArt и часто фигурирует в публикациях журнала Лейлы Алиевой. Также он попеременно выполняет роли подписанта и секретаря в ряде офшорных компаний президентского семейства.

Уже в этом году публикация панамских документов окончательно развеяла туман над сделкой с AIMROC. Данные из Mossack Fonseca указали на то, что контроль над основным участником консорциума — панамской фирмой Londex Resources S. A.— в 2008 году получили офшорные компании сестер Алиевых. В общей сложности семья президента и его ближайшее окружение распоряжались контрольным пакетом консорциума в 56%, подсчитали в OCCRP.

 

Портфель активов

Добыча золота — не единственный источник обогащения Алиевых. Еще до того, как в 2003 году Ильхам Алиев сменил своего отца на посту президента Азербайджана, министр налогов Фазиль Мамедов создал бизнес-структуру под названием AtaHolding и пригласил участвовать в ней родственников будущего главы государства.

Впоследствии холдинг превратился в одну из крупнейших бизнес-структур Азербайджана с активами в банковской, телекоммуникационной, строительной индустриях, а также в добывающей и нефтегазовой отраслях. По данным корпоративной отчетности за 2014 год, стоимость активов холдинга превысила $490 млн. Панамские документы подтвердили участие Алиевых в AtaHolding. А в OCCRP заявили: через него семья президента контролирует активы в банковской сфере Азербайджана на сумму более $3 млрд.

Не осталась без внимания влиятельного семейства быстрорастущая телекоммуникационная отрасль. Свою долю в двух из трех крупнейших телеком-компаний Азербайджана Алиевы получили в период активного роста этого рынка. Так, с 2005 по 2014 год количество абонентов мобильной связи в стране выросло впятеро, до 10,5 млн. Именно в 2005 году долю в компании Azercell стоимостью в $6,6 млн приобрели панамские офшоры Dilsan Investment и Colville Group, право подписи в которых принадлежит Оливье Местелану.

А в 2011 году журналисты обнаружили, что 72% акций другой телеком-компании — Azerfon, принадлежат дочерям Ильхама Алиева, опять же через панамские компании. Теперь этот факт подтвердили документы Mossack Fonseca.

Есть свой интерес у президентской семьи и в строительном бизнесе, который стремительно развивается в азербайджанской столице. “Когда приезжаю в Баку после одного-двух месяцев отсутствия, обязательно вижу что‑то новое — так много строится!” — заявляет в одном из интервью Лейла Алиева. В бурном росте города участвует и компания Azenco Сonstruction, фирма-владелец которой зарегистрирована по домашнему адресу Лейлы, Арзу и Мехрибан Алиевых.

 

Поддержка и опора

По мнению Лейлы Алиевой, ее отец никогда не ошибается. “Я всегда прислушиваюсь к его советам”,— говорит она.

Авторитет президента Азербайджана чтят не только в кругу семьи. “Мы очень гордимся нашим городом, страной, президентом, а все слухи, которые распространяются вне страны,— от зависти нашему развитию”,— утверждает в разговоре с НВ Улькер Самедова-Амирова, банковский сотрудник из Баку.

Впервые Ильхам Алиев стал президентом в 2003 году, после чего дважды переизбирался, каждый раз получая более 80% голосов. За годы правления ему действительно удалось улучшить социально-экономическую ситуацию в стране. Так, уровень бедности с 2001 по 2011 год уменьшился с 50% до 7,6%, отмечают во Всемирном банке. Тем не менее эксперты отмечают, что значительная часть улучшений была достигнута благодаря скачку доходов от экспорта энергоресурсов, а значит, экономика страны уязвима.


ОСТРОВ МУЛЬТИ­МИЛЛИОНЕРОВ: На искусственном архипелаге Пальма Джумейра в Дубае сыну президента Азербайджана Гейдару Алиеву принадлежат девять особняков общей стоимостью $44 млн

ОСТРОВ МУЛЬТИ­МИЛЛИОНЕРОВ: На искусственном архипелаге Пальма Джумейра в Дубае сыну президента Азербайджана Гейдару Алиеву принадлежат девять особняков общей стоимостью $44 млн

 


Сегодня Ильхам Алиев, возглавлявший в период правления своего отца Гейдара Алиева государственную нефтяную компанию Азербайджана SOCAR, сохраняет жесткий контроль как над ресурсами, так и над гражданскими свободами сограждан. Так, в 2009 году в Азербайджане были сняты ограничения на срок президентского правления.

А в 2012 году, когда в СМИ начала муссироваться тема бизнес-интересов президентской семьи, парламент Азербайджана наложил гриф секретности на данные о собственниках частного бизнеса. Тогда же парламент проголосовал за предоставление президенту и первой леди пожизненного иммунитета от уголовного преследования.

Впрочем, о здешней коррупции хорошо известно в мире: согласно замерам международной правозащитной организации Transparency International, в Индексе восприятия коррупции Азербайджан делит с Россией 119‑е место из 168 в рейтинге. А Репортеры без границ в своем рейтинге Индекс свободы прессы из 180 позиций присваивают этой стране 163‑ю.

Однако оценки международных организаций вряд ли изменят позицию Алиева на внутриполитической арене. По мнению Александра Никитенко, 27‑летнего IT-специалиста из Баку, даже всколыхнувшая мир публикация панамских документов не будет иметь последствий для политической жизни этой страны. “Это семейная политика. Все крепко контролируется президентской семьей”,— говорит Никитенко.

С ним соглашается Ричард Козларич, который был послом США в Азербайджане в 1994–1997 годах, а теперь преподает в Университете Джорджа Мейсона. По его мнению, сегодня общество сосредоточено на эскалации военного конфликта с Арменией и не склонно критиковать режим за коррупцию.

“Предполагаю, что, если Ильхам Алиев решит баллотироваться на пост президента в 2018 году, он будет избран вновь”,— прогнозирует Козларич.

Источник: Новое время

Комментарии